mayak-delta.ru
Камызяк
+26 °С, ясно

Глава Камызякского района в День археолога посетил раскопки в Бараньем Бугре

15 августа 2022, 17:34НаукаФото: https://mayak-delta.ru/

Сегодня глава Камызякского района Михаил Черкасов и председатель районного Совета депутатов Олег Криванчиков посетили раскопки и лагерь археологов в селе Бараний Бугор Семибугровского сельсовета

Фото: https://mayak-delta.ru/

В этом археологическом сезоне учёные перебазировались с правого берега реки Болда на левый, потому что на окраине этого маленького казахского села в ходе шурфирования они обнаружили уникальную находку – кирпичную кладку, являющуюся фрагментом крепостной стены, окружавшей, как считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, действительный член Русского Географического Общества Сергей Котенков, именно легендарный Итиль – столицу Хазарского каганата.

Сергей Анатольевич показал гостям раскоп и прокомментировал найденные находки, позволяющие утверждать, что обнаружено крупное поселение, целый город.

«Изобилие находок, - считает учёный, - прямо указывает, что это был большой населённый пункт с развитыми ремёслами. Здесь изготавливалась, в частности, элитная тарная посуда. Например, мы нашли два больших трёхручных кувшина, изготовление которых – это трудоёмкая работа, нужно иметь отдельный горн. Большое количество гончарного брака свидетельствует, что мастерские находились именно здесь».
Фото: https://mayak-delta.ru/

Основным источником благосостояния Хазарского государства было выгоднейшее на тот момент географическое расположение – через дельту Волги шли торговые караваны из Персии, Средней Азии на Русь, в Византию, в страны Европы.

«С каждого купеческого судна, гружённого товарами, - пояснил Сергей Котенков, - взималась десятипроцентная пошлина. Для прохода в протоках Волги требовались лоцманы, их также – за отдельную плату – предоставляли хазары. Ну и, конечно же, весомую часть доходов составляла продажа рыбы, в изобилии водившейся в те времена в наших краях. Хазары её солили (соль добывали тут же, в ильменях, меж Бэровских бугров), коптили, варили из неё клей. Самый качественный делали из воздушных пузырей осетровых».
Фото: https://mayak-delta.ru/

Археологическая экспедиция сейчас в самом разгаре. Для уточнения ряда гипотез учёные привлекают специалистов из смежных отраслей науки, например, геофизиков. Из земли извлечены уже тысячи артефактов, их очищают, описывают, классифицируют, чтобы в дальнейшем с их участием сложить масштабное мозаичное полотно, характеризующее ту далёкую, но крайне интересную и во многом ещё не изведанную историческую эпоху.

Фото: https://mayak-delta.ru/

Михаил Черкасов поинтересовался условиями быта археологов, поздравил их с профессиональным праздником и выразил надежду, что та кропотливая научная работа, которую они ведут, позволит приоткрыть завесу тайны и понять, каким была страна Хазария, вызывающая такой пристальный интерес как научного сообщества, так и рядовых обывателей.

«Было бы здорово, - отметил Михаил Михайлович, - чтобы гипотезы археологов подтвердились, это позволит в дальнейшем открыть на месте, где стоял город Итиль, настоящий музей под открытым небом и тем самым привлечь в наш край ещё больше туристов».