Многие слышали, что такое фонограмма, но далеко не все понимают, какое значение сегодня имеет хорошая, качественная «фанера» для коллективов художественной самодеятельности, сольных вокалистов, для организации концертов и других массовых мероприятий.
Забегая вперёд, скажу: камызякцам в этом плане есть, чем гордиться: ни в одном сельском районе области нет студии звукозаписи такого уровня (практически профессионального). В Астрахани они есть, и некоторые покруче, чем у нас, но это нормально. Чья же заслуга в том, что создана и действует такая прекрасная студия?…
Вот уже одиннадцать лет должность звукооператора (студийного и концертного), а с недавних пор - и мастера по свету - в РДК занимает Павел Донсков. Должность весьма непростая и ответственная, это на первый взгляд кажется – сиди за пультом, нажимай кнопки… Эта профессия требует не только глубоких знаний современной звуковой техники, специальных компьютерных программ, но и музыкальной подготовленности. Павлу легче, он музыкант, довольно известный исполнитель весьма специфической молодёжной музыки – тяжёлого «прогрессив дич трэш метал» рока. Он руководитель и фронтмэн (лидер) популярной на просторах Интернета рок-группы «С-300», активно работающей в этом непростом жанре с 2007 года. Певец и гитарист, а также автор большинства композиций. Человек творческий, трудолюбивый и целеустремлённый. При поддержке руководства (директора РДК Ольги Анисимовой и районной администрации) он смог из пустого и унылого склада аппаратуры создать уютный, комфортабельный «оазис», где нравится репетировать и записываться не только камызякским, но и астраханским музыкантам.
Здесь особая атмосфера. Приветливый, но строгий хозяин не позволит вам пройти внутрь студии в обуви (на полу ковры, но о них позже) и трогать без спроса дорогое оборудование, которого здесь не на одну сотню тысяч рублей. Я попросил Пашу (знал его ещё маленьким ребёнком и потому имею право так называть) вспомнить, как и с чего всё начиналось.
- Уже тогда, на заре нашего творчества, мы пытались записывать фонограммы, чтобы продвигать свои песни через Интернет. Записываться в профессиональных студиях нам было дорого (одна песня – 10-15 тысяч рублей). Техники специальной у нас не было, записывали звук с микшерного пульта на магнитофоны, потом на проигрыватели мини-дисков. Вначале нам помогал известный в Камызяке «звукач» Сергей Баранов. Звучали эти записи ужасно, и это понятно: записывать музыку надо в специальных условиях. Помимо хороших микрофонов, которые стоят 25-30 тысяч рублей, надо иметь тон-студию. Главный враг хорошего звучания – эхо, отражённый звук искажается. Поэтому все поверхности – пол, стены, потолок - отделывают звукопоглощающими материалами. Стелют ковры с толстым ворсом. У нас возможности более скромные, поэтому, как поётся в песне, слепили из того, что было. Делаем всё своими руками – вместе с нашим басистом Славой Чернецовым, у которого есть опыт ремонта. Мы с разрешения начальства использовали для отделки стен старые звукопоглощающие панели из зрительного зала РДК (сняли их, когда там начался ремонт). Купили специальный звукопоглощающий поролон, им также отделали стены.
- Где удалось добыть шикарную стеклянную стену, отделяющую аппаратную от павильона?
- Это наш директор Ольга Николаевна Анисимова присмотрела в бывшей первой школе г. Камызяка, когда ту собирались сносить, стена там стояла в спортзале. А дверь прозрачную позже заказали, дверь шикарная, звуков не пропускает. Благодаря стеклянной стене у нас хороший зрительный контакт с музыкантами, мы видим друг друга, но звук – прямые его лучи – не проходят сквозь стекло. Переговариваемся жестами, также они слышат меня через наушники, я их – через колонки. Разделённая на две части студия – одно из непременных условий её нормальной работы. Музыканты не мешают мне, я им. Конечно, в идеале для записи вокала нужны одни условия, для барабанов – другие, но у нас нет возможности сделать несколько отсеков или кабинок, поэтому создали усреднённый вариант студии. Неплохо бы приобрести новые микрофоны, но это очень дорого, особенно сегодня. Надо бы ещё доделать потолок, сделать подвесной (армстронг), это тоже улучшит звук, да и интерьер станет завершённым. Но для этого нужны как деньги, так и время. Когда мы две недели делали в студии ремонт, остановилась вся работа, ведь у нас график очень плотный, насыщенный – постоянные записи, репетиции, причём часто в авральном режиме всё происходит – концерт уже завтра, а фонограммы ещё нет… Остановить работу студии – это значит где-то остановить работу наших творческих коллективов.
- В студии много разной аппаратуры, обывателям её предназначение не очень понятно…
- Вот клавиши (синтезаторы звука, электропиано) - довольно уже древний «Роланд» и более современный «Курцвелл», на нём играл на концертах Александр Тюменцев. Вот микшерный пульт, а точнее, цифровая консоль. Девять лет назад её купили за 200 тысяч рублей, сейчас её аналог, с учётом курса доллара, стоит раза в четыре дороже. Вот блок усилителей, их можно использовать на уличных концертах, связь с ними беспроводная, это очень удобно – в непогоду мне можно управлять процессом из укрытия - автомобиля и т.д. Вот ноутбуки, на них закачаны компьютерные программы записи и обработки звука. Сегодня компьютер позволяет значительно улучшить качество звука, завысить или занизить тональность, «подтянуть» голос и сделать многое другое. Это делается чаще тогда, когда поют непрофессионалы, чтобы сгладить шероховатости, сделать звучание песни более комфортным для уха слушателей. Но в основном наши певцы поют под «минусовки» - когда аккомпанемент звучит в записи, а «живой» голос добавляется в момент исполнения, на концерте. Хотя иногда приходится использовать и «плюсовки», когда и голоса вокалистов также звучат в записи. Делается это тогда, когда нет возможности обеспечить качественное исполнение под «минус» - на открытом воздухе при плохой погоде (мороз, дождь, ветер и др.). Также при съёмке музыкальных видеоклипов, особенно на природе. Видеоролики, кстати сказать, в последнее время, в связи с пандемией коронавируса, стали в нашем районе очень популярным жанром.
«Живой» звук – удовольствие дорогое, и не всегда с ним всё получается хорошо. Как-то я был в Москве, на концерте всемирно известной рок-группы «Металлика», звук там ставила британская фирма, самая крутая в мире. И звук был не очень, с искажениями и провалами… Что-то пошло не так, должный эффект не получился, хотя технические возможности у них не ограниченные.
- Над чем работаете сейчас?
- Как видите, у нас идёт репетиция. (В студии при нашем разговоре присутствовали певцы из вокального ансамбля Камызякского РДК Василий Качинский и Михаил Круглов – автор). Готовимся к районному празднику – Дню Победы. Также скоро пройдёт районный фестиваль «Радуга наций», пишем песни к этому празднику. Время от времени помогаем детской школе искусств – пишем фонограммы к фестивалям, конкурсам, клипам, партии для аккомпанемента для учеников (чтобы они могли заниматься без аккомпаниатора). По ночам, в свободное от работы время здесь репетирует наша «С-300». Вот сейчас пишем песни для нового альбома. Каждого музыканта записываем отдельно, потом все партии я свожу в единое целое. Сейчас это нормальная практика – исполнители могут записывать свои партии, находясь за много километров друг от друга, присылают их потом через Интернет звукооператору. Много есть таких проектов, в которых вместе звучат музыканты из разных стран и континентов.
В студии звукозаписи побывал Александр Атрашкевич