Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, подходит детям разного возраста. В дошкольном возрасте эксперимент является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Опыт – это весело и увлекательно, но в то же время в каждом из них раскрывается причина наблюдаемого явления.
«Их проводим как вместе, так и в самостоятельно. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования дают детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной и другими природными материалами. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка, сыпучесть. Опустив бумагу в таз с водой, узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты с деревом и металлом, узнаём, что дерево легче, чем металл, потому что не тонет в воде. Проводя опыты с воздушным шариком, убедились, что резина растягивается при надувании, опустив шарик в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает», - рассказывает С. Утешева, старший воспитатель.
Дети с удовольствием проводят опыты с глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, чтобы узнать, есть ли воздух вокруг нас, детям предлагают поймать его с помощью пакетов, а затем определить, какого он цвета?
«Набрав воздух в пакет, дети отмечают: его можно поймать, значит, он находится вокруг нас, но не имеет цвета. Так знакомим детей со свойствами воздуха. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное, ребята всё делают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от маленьких и больших открытий, которые вызывают у них удовлетворение от проделанной работы. Главное, чтобы интерес ребенка к исследованию и открытиям со временем не угас», - считает педагог.