О том, что мой одноклассник Дмитрий Шальнев работает на крупном оборонном заводе, где строят атомные подводные лодки, я узнала во время нашего общения на вечере встречи выпускников, которая прошла в феврале этого года в Камызякской СОШ № 4. Мы - одноклассники, но не виделись лет тридцать. Узнав, что он работает на таком крупном предприятии, имеющем огромное значение для страны, я пригласила его в редакцию, и мы побеседовали о его жизни и работе в Северодвинске.
- Я бы сказал, что это результат долгих поисков себя и своего профессионального пути. Когда закончил среднюю школу, встал выбор, куда пойти дальше. Я уже рвался в бой, хотел не учиться, а трудиться, чтобы иметь свой заработок и не зависеть от родителей. Папа мне предлагал пойти выучиться на повара. Он сам очень любил готовить, дома нас баловал разными вкусностями - и пироги пёк, и закрутки на зиму заготавливал. Но это было не по мне. Я ему сразу сказал, хочу иметь настоящую мужскую профессию и устроился на судоремзавод в Молодежке, где стал осваивать азы сварочных и других работ. А потом меня призвали в армию. Когда вернулся домой, у меня возникли проблемы с трудоустройством, в девяностые у многих они были. В 2007 году увидел объявление, что на СРЗ имени Ленина в Астрахани набирали рабочих. Пошёл туда стажёром, успешно отучился на сборщика корпусов металлических судов. И тогда в первый раз я оказался в Северодвинске, куда меня отправили – как раз на работу в Северное машиностроительное предприятие - коротко «Севмаш». В то время мы выполняли там заказ дружественной страны - строили для Индии авианосец. Правда, был там недолго, по семейным обстоятельствам через два месяца пришлось вернуться домой, чтобы проститься с мамой. Какое-то время спустя мы с товарищами создали свою бригаду, ремонтировали плавсредства рыболовецких предприятий. Работа эта сезонная, поэтому не совсем меня устраивала, и я вновь уехал работать в Северодвинск вахтовым методом, но уже попал на судоремзавод «Звёздочка». А в 2014 году остался тут на целый сезон, там работникам и жилье предоставляли, и платили неплохо. Завёл на новом месте друзей из местных жителей, которые настойчиво убеждали меня устроиться на другой - более крупный - завод оборонной промышленности «Севмаш», который занимается возведением с нуля атомных подлодок. Я собрал необходимый пакет документов, пришёл в заводской отдел кадров, мне там выдали бегунок. Нужно было пройти приличную медицинскую комиссию, в этом вопросе там не допускают формализма, поэтому заинтересовались моей полученной ранее травмой уха, но потом всё обошлось. Меня приняли в штат.
- Я рабочий - специалист, занимающийся сборкой и монтажом металлических конструкций корпусов судов. Этот процесс включает в себя работу с различными металлическими элементами, такими, как листы, балки и секции, с использованием сварочного оборудования и других инструментов для соединения этих элементов. «Севмаш» - огромный завод, на котором трудится больше восьми тысяч человек. Я работаю в седьмом цехе, где мы собираем необходимые детали и узлы будущих судов, даже не зная их предназначения и дальнейшего использования. А сборка подлодок идёт в 50-55-м цехах, то есть мы работаем в самом начале цепочки масштабного строительства. Это такой огромный конструктор ЛЕГО, только всё куда серьёзней и сложней…
- Необходимо иметь хорошее знание технологий сборки и монтажа, а также уметь работать с электрооборудованием и пневматическими инструментами. Нужно уметь читать чертежи, понимать процессы металлообработки, быть специалистом в области сварки.
- Разумеется, на такую работу без этого не устроишься.
- С 2015 года, скоро десять лет, как я там обосновался. За это время к нам на завод уже дважды прилетал Владимир Путин, вот, крайний раз в 2023 году на «Севмаше» президент РФ принял участие в церемонии подъема флагов на подводных крейсерах «Император Александр III» и «Красноярск». Нас, работяг, конечно, на такие мероприятия не пускают, но в этих красавцах кораблях есть частичка моего труда, и я этим горжусь!
- Причём не в первый раз. Когда я служил в погранвойсках в Грузии, она как раз отделилась от СССР. Грузины тогда бурно отмечали это событие, одна компания, возвращаясь домой, по ошибке свернула не на ту дорогу и к нашей части прикатила, тогда всех подняли по тревоге, но потом разобрались, в чем дело, разрулили всё мирно.
- Знаешь, я убедился в том, что мы, астраханцы, легко адаптируемся в любом месте. Какого-то дискомфорта я не испытываю, тут короткое и нежаркое лето, зимой бывают морозы ниже минус 30-ти градусов, но они переносятся легче, чем у нас, в Астрахани. А ещё там кругом лес, а не степь, практически нет ветров, город с одной стороны омывается Белым морем, в котором преобладают теплые течения. Северодвинск знаменит двумя крупными судостроительными и судоремонтными заводами страны - это «Звездочка» и «Севмаш», они являются градообразующими предприятиями. Северодвинску всего 85 лет, это молодой, развивающийся быстрыми темпами город в Архангельской области, благоустраивается он в том числе благодаря нашему оборонному заводу.
- Скучаю, конечно, и при первой возможности приезжаю сюда в отпуск, к дочери, к внукам. Вообще для меня Камызяк и Северодвинск – города-побратимы, небольшие, уютные, мною любимые, оба находятся на одинаковом расстоянии от областных центров, только один на юге России, другой - на севере. Правда, северному городу-брату повезло больше в плане процветания – у него богатые «папы-заводы» есть, а вот южному обновляться и хорошеть тяжело, а как бы мне хотелось, чтобы у моей малой Родины появился щедрый покровитель в виде градообразующего предприятия и стал бы наш Камызяк краше, чище и благоустроенней.
Татьяна Атрашкевич