Целое поколение дала стране эта маленькая хрупкая женщина – родила пятерых детей, а дальше пошло: 14 внуков, 24 правнука, три праправнука! Целый отряд!
«Нам, если всем собраться, в доме места не хватит», - шутит бабушка.
Родные и земляки зовут ее бабушкой Дусей, а по документам она Евдокия Ивановна.
Вся жизнь Евдокии Жуковой прошла в труде и заботах. Много где довелось ей поработать - в сельхозрыбводе, лесхозе, трудилась на колхозных полях в колхозе «Трудовик», когда его переименовали в совхоз «Юбилейный», она отработала в нем еще 12 лет.
Несмотря на свой солидный возраст, она, как говорится, в трезвом уме и твердой памяти, всё помнит и события прошлых лет рассказывает, как книгу читает. По случаю надела бабушка свои трудовые ордена и юбилейные медали.
«А как же, - говорит гордо бабушка Дуся, - я их заслужила, окопы копала, на рыболовецкой тоне трудилась».
А родилась Дуся Колесникова в 1924 году, в многодетной рыбацкой семье. В войну она помогала родителям поднимать на ноги шестерых детей, как самая старшая, она устроилась работать на тоню. Сельских жителей спасала рыба, чилим, корни трав - «чушинки».
«От рыбхоза нам дали лодку-бударку, - говорит бабушка Дуся, - с братьями младшими Иваном (ему сегодня 93 года) и Павликом ездили в заповедник, там собирали чилим, кололи водяные орехи и варили. Лепешки из него пекли. А в ерике наловим окуней, привезем домой. Мать почистит, наварит и накормит и своих, и соседских детей. Потому что голодали все одинаково. Мужики воевали, а дома только бабы да дети, в селе с каждого двора кого-то да забрали на фронт, повестки сотнями приходили. Нас это обошло, отца воевать не взяли по здоровью, но он всю жизнь провел на реке, был рыбаком и умер рано, в сорок пятом году».
В войну ее, как и многих других женщин и молодых девчат, мобилизовали на строительство дороги Астрахань-Кизляр, в районе Трусово. Вспоминает, как туда привезли ялдашей, выходцев из Средней Азии. Одетые не по погоде, полуголые, в рванье, на ногах какие-то обмотки, они умирали от голода, холода и изнурительного труда прямо на улице во время работы.
Позже поездом раздорцев отправили в Калмыкию - на обустройство оборонительных сооружений. Там, в районе поселка Ницан они копали окопы и противотанковые рвы, чтобы не дать немцам подступить к Астрахани. «Копаем, - говорит бабушка, - а над головами самолеты вражеские летают, стреляют очередями, пугают. На рытье окопов мы пробыли пару месяцев. Спали в разбитых в степи палатках и кошарах. Кормежку нам привозили из села. Мылись в озере, и то не всегда удавалось, а после работы были все в пыли и соли».
Замуж Евдокия вышла в 27 лет - за однофамильца легендарного полководца, маршала Жукова. Александр Андреевич был младше Дуси на год. Фронтовик, в бою получил серьезное ранение и в 1944 году был комиссован из армии. Жили, как и многие, по-всякому бывало. Дом купили, как в воду глядели: семья большая удалась. Пятерых детей родили и воспитали, из них последыши - двойняшки. Хозяйство завели: коров, свиней, птицу домашнюю. Огородом занялись. Вместе, в четыре руки для скотины косили сено, камыш - дом топить.
Дети уже давно выросли, создали свои семьи. С супругом она прожила 50 лет, пока Андрей Андреевич не скончался. Сегодня Евдокия Жукова живет в доме одна. За здоровьем своим следит, травки разные для профилактики заваривает и пьет, горло полощет.
«Потому и коронавирус меня не взял, - говорит бабушка, - и без прививок обошлась».
А еще каждый день прогуливается с клюшкой, от дома и до конца огорода, а попутно успевает какую траву лишнюю выдернуть. Бабушка Дуся – старой закалки боец. Случилось, упала неудачно, засмотрелась по сторонам, оступилась. Сломала ногу. Отлежалась в гипсе и поднялась. Лет шесть назад случился перелом шейки бедра на другой ноге. Родные уже не надеялись, что встанет. Оказалась из крепких, два месяца на вытяжке в гипсе с грузом к ноге, потом еще реабилитация, и она вновь поднялась.
До последнего сама справлялась, теперь соцработник приходит к бабушке, приносит все необходимое. Дети, внуки и правнуки часто приезжают в гости. Многие собираются здесь в праздники, а кто-то приезжает на лето. Потомки Жуковых живут в Оренбурге, Архангельске, Астрахани, Камызяке. О своем долголетии Евдокия Ивановна говорит так: «Некогда о годах думать, живу и живу. Доживу до ста лет, может, миллион дадут?!»
И конечно же, с нетерпением ждет она столетия, когда все птенцы соберутся в родном гнезде.