В планах редакции встретиться с ней и взять интервью было давно, но пересечься так и не удавалось. И вот на этот раз встреча состоялась. Наш корреспондент побывал в Уварах и попросил Любовь Вячеславовну рассказать о своём жизненном пути, о том, как же её занесло так далеко от родных камызякских камышей…
- В Уварах я окончила девять классов, поступила в Астраханское педучилище. Окончила его с отличием, получила специальность не только учителя начальных классов, но и преподавателя русского языка и литературы. И тут же поступила в АГУ – на иняз, основной язык – английский, второй – французский. После второго курса, в летние каникулы решилась поехать на трёхмесячную стажировку в Англию, чтобы улучшить произношение, живя среди носителей языка Шекспира… Случилось это в 2003 году.
Впечатления от Лондона были, мягко говоря, сильными – после Астрахани-то… Большой, масштабный европейский город, одна из крупнейших мировых столиц! Всё там было по-другому. Особенно меня, молоденькую студентку, поразило ощущение свободы, независимости всех от всех. Никому там до тебя нет никакого дела, никто твоих личных границ не нарушает, не пристаёт с расспросами…
Понравились люди. Они живут по принципу: я уважаю тебя, твои права - ты уважаешь меня. Не скажу, что сразу захотела там остаться, первое время скучала по дому, по родным. Но, когда истекли три месяца стажировки, решила взять академический отпуск и продлить визу на год. А через год продлила ещё на год! Поскольку академ в универе больше не продляли, то учёбу в АГУ бросила... Прошла обучение в Англии – на курсах менеджеров и теперь могу работать в любой компании – администратором и т.п. Поначалу, поскольку у меня не было местного диплома, подрабатывала официанткой в кафе, потом администратором на стойке регистрации в отеле (ресепшн). Там и познакомилась с будущим мужем. Его зовут Белал, фамилия Мажед, он коренной англичанин. В 2011 году мы поженились, у нас родились два сына – Даниэл в 2013-м, Лио – в 2015-м. И я, и сыновья имеем двойное гражданство. Дети, кроме обычной общеобразовательной английской школы, по субботам посещают платную русскую. Уроки с ними делает русская няня, и дома я с ними разговариваю по-русски. Стараюсь по возможности приобщать их к нашей национальной культуре. Бел, общаясь со мной, выучил уже много русских слов и выражений, почти всё понимает, когда я общаюсь с детьми.
- Да, мы несколько раз приезжали сюда вместе.
- От некоторых вещей – например, от дорог, особенно грунтовых – он был в шоке. В Англии таких даже специально поискать, не найдёшь. Он знал, что мы едем в село, но всё равно не был готов к такому… Но ему очень понравилась наша природа, рыбалка, местные блюда.
- Мама летала ко мне в Лондон, познакомилась со сватами, у них сложились хорошие отношения. Меня очень хорошо приняли в семье Бела, моим родителям он тоже понравился.
- Наверное, всё-таки британцами, хотя Россия, всё русское для них тоже много значат, особенно для старшего сына. При этом, хочу отметить, такого целенаправленного патриотического воспитания, как в России, у них нет.
(Чуть позже я пообщался с сыновьями моей собеседницы, в частности, спросил у Дэна – нравится ли ему быть здесь? «Да», - сказал он. «А чем вкусненьким угощала вас бабушка?» Поморщив лобик, он вспомнил: «Пельменями, пирогами». На вопрос - скучает ли по Англии, хочет ли быстрей вернуться домой? - мальчик без раздумий ответил: «Нет!»).
- Как я уже сказала, я переобучилась и нашла хорошую работу. Но потом началась пандемия коронавируса, и всех отправили по домам. Это было очень тяжёлым испытанием, особенно для пожилых – их строго-настрого запретили посещать даже их детям, и многие старики по несколько месяцев сидели дома в одиночестве. Это привело к росту неврозов, психических расстройств. Государство, конечно, старалось поддерживать людей, бизнес – нам, работающим оно платило 80 % нашей зарплаты. Были ажиотаж, паника в разгар пандемии – все кинулись скупать туалетную бумагу, влажные салфетки, дезсредства… Смели всё с полок, после чего в магазинах ввели ограничения – не больше одной пачки в руки и т.д. Через пару недель всё нормализовалось, вновь стали открываться офисы, люди начали возвращаться на работу.
Одно время я работала в шведской телекомпании, которая вещает на русскоязычные страны – Россию, Прибалтику, Украину (спутниковые телеканалы «Т1000», «Русское кино» и др.). Мы готовили контент к трансляции. Там я сотрудничала с работниками телекомпании «Останкино», вела переписку, занималась переводами с английского на русский и наоборот. Сейчас я работаю в офисе строительно-инженерной компании администратором. Я единственная русская среди более, чем двухсот сотрудников.
- Неэээт! Лондон – многонациональный город, там нашли приют и вторую родину представители самых разных стран и народов, и всем там уютно и комфортно, каждый чувствует себя там, как дома. У меня много друзей из Прибалтики, есть поляки, бразильцы и, конечно, англичане. Иногда меня спрашивают с сочувствием, узнав, что я русская: «Как там у вас?..» Но чаще вспоминают то, что слышали о нашей стране типа: «О, Санкт-Петербург! Эрмитаж!» или «Путин», «Рашн суперводка!»
- Я стараюсь не смотреть новости – ни английские, ни тем более, российские. То, что говорят и показывают у вас по телевизору, нарушает мою картину мира, я многие вещи вижу и понимаю по-другому. А новости предпочитаю узнавать в интернете, из независимых от политики источников. В Англии люди вообще очень мало интересуются политикой, о ней не говорят, как здесь, за столом, с гостями и друзьями. Но, тем не менее, если у британцев будут задеты их жизненно важные интересы, они становятся очень социально активны. В позапрошлом году в районе Илинг, где у нас свой дом с мужем, руководство муниципального округа решило перекрыть часть улиц для проезда машин - с целью улучшить качество воздуха, чистоту окружающей среды. Это привело к неудобствам для жителей, появились автомобильные пробки. Жители района начали протестовать, собирать подписи под петициями, дружно выходить с маршами протеста, устраивать пикеты у администрации района. И вскоре добились своего – прежнее руководство администрации не было переизбрано, а новый глава района отменил введённые ограничения и постановил убрать запрещающие проезд дорожные знаки.
Демократия там работает, хотя повторюсь, люди в основном на выборы не ходят, и их никто не заставляет. Хочу также отметить, что очень большое значение там придают охране окружающей среды. Так, недавно нам с мужем пришлось поменять нашу машину на более новую и современную, которая производит меньше вредных выбросов в атмосферу, иначе нам пришлось бы платить ежедневно весомые штрафы за вред экологии.
- Когда я впервые оказалась в Лондоне, то мой уровень знания языка оставлял желать лучшего, хоть я и отучилась два курса на инязе. Я знала грамматику, то есть могла строить правильные фразы, был неплохой запас слов, благодаря чему я понимала речь местных. Но они меня плохо понимали – страдало произношение, я не могла говорить связно… С годами, постоянно живя в английской языковой среде и общаясь с коренными жителями Великобритании, я его заметно улучшила, ушёл резкий акцент. Даже сейчас, разговаривая с вами, я порой формулирую ответ в мозгу на английском, а потом перевожу его на русский… Чтобы не забыть родной язык, читаю книги на русском, смотрю фильмы.
- Помню, на первом году жизни в Англии я решила отметить день рождения. Наготовила всего и позвала коллег, друзей. Они были в шоке, ведь у них так встречать гостей не принято. Даже в ресторане каждый платит сам за себя. Там не принято отправлять внуков к бабушкам и дедушкам на долгий срок – на каникулы, как у нас. Общение ограничивается беседой за воскресным обедом. Декретный отпуск в Англии оплачивается только в течение одного года после родов. И рабочее место за женщинами, ушедшими в декрет, не сохраняется.
- Неправда. Англичане очень любят выпить. Когда я работала в пабе официанткой, то видела своими глазами, как многие за вечер выпивали по 10-15 пинт пива! А в пинте (это английская мера жидкости) больше пол-литра - 568 миллилитров!
- А что это? (Смеётся). В Англии сегодня можно попробовать любую кухню – китайскую, индийскую, французскую, итальянскую, работают сотни соответствующих кафе, ресторанов, закусочных. Лондон – мультикультурный город, где есть Чайна-таун, где живут национальные диаспоры выходцев из бывших британских колоний - Индии, Пакистана, Бангладеш, многих других стран. А вот английские блюда встретишь редко. Коренные британцы по выходным, праздникам готовят ростбиф – запекают мясо. Очень вкусное традиционное английское блюдо «Фиш энд чипс» - жареная рыба с картошкой, особенно когда его готовят на побережье, там, где есть свежевыловленная рыба.
- У нас в Астрахани климат очень резкий – то холод, то жара. Там погода более стабильная – всю осень, зиму и начало весны температура воздуха держится на уровне 10-15 градусов тепла, и всё время пасмурно, дождливо. Это тоже непростое испытание, ждёшь, когда закончится, наконец, сезон дождей и выглянет солнышко.
- Там тоже люди живут по-разному, кто-то богаче, кто-то скромнее. Обычный англичанин так же трудится от зарплаты до зарплаты. Они вроде бы высокие, но и цены растут очень сильно. Лондон – один из самых дорогих городов мира.
- Путешествуем по миру. Мы были во Франции, Италии, Дубае (Объединённых Арабских Эмиратах), Египте. Планировали посетить Грецию – не повезло, началась пандемия коронавируса.
- Да нет, для англичан такие поездки не являются чем-то из ряда вон выходящим.
- Да вроде бы нет, ничего здесь не меняется. Дороги по-прежнему ужасны…
- Улучшения жизненных условий, чтобы уровень жизни был выше, а комфорта больше.
- Я бы так не сказала. По крайней мере, на бытовом уровне такого отношения к русским нет.
- Ну да, такие факты есть – в отношении русских олигархов, этого я не могу отрицать. Это делается в угоду большой политике… Не могу это комментировать. Хочу сказать, что люди – везде люди, просто менталитет разный.