mayak-delta.ru
сб, 27 июль
08:02
Камызяк
+22 °С, ясно

Жительница города Камызяк отдала санэпидслужбе 30 лет

14 сентября 2022, 14:21ОбществоФото: https://mayak-delta.ru/

Нина Ивановна Котельникова пришла трудиться на эту ответственную работу в 1967 году

Фото: Семейный архив

До этого она два года она была медсестрой на врачебном участке села Затон, куда после окончания фельдшерско-акушерского отделения медучилища. Там, при амбулатории, был колхозный родильный дом на пять коек. Два года она «вела» затонских рожениц, принимала роды, а потом перебралась в Камызяк, работала фельдшером в таболинском ФАПе, немного на «скорой». Но важной вехой в её профессиональной деятельности стала работа в Камызякской санэпидемстанции, куда она пришла работать осенью 1967 года.

«Это был небольшой одноэтажный домик на улице Ленина, - вспоминает Нина Ивановна. – Сейчас уже и не припомню, был ли тогда у главного санитарного врача отдельный кабинет. Настолько всё было компактно. В одной большой комнате, разделенной перегородками на секции, располагались эпидемиологический, дезинфекционный и санитарный отделы, бактериологическая и химическая лаборатории. В нашу баклабораторию был отдельный вход. Помню своё удивление, насколько крохотными были эти две темные комнатушки. За столом восседали три женщины, корифеи своего дела - лаборанты-бактериологи Наталья Андреевна Савина, Галина Сергеевна Полякова и завлабораторией, врач-эпидемиолог Людмила Дмитриевна Абросимова.Они были старше меня, хотя я пришла работать на станцию в 28 лет. Атмосфера в коллективе была очень уважительной, друг к другу обращались только по имени-отчеству, а то ведь  в селе меня мои пациенты звали кто «доктор-апа», кто «Нин-апа» (тётя Нина по-казахски)»

Технологию работы Нина Ивановна освоила быстро, изучила все методы бактериологических исследований, полюбила микробиологическую науку. Прошла специализацию, сдала на отлично экзамен. Самое интересное, на её взгляд, было заниматься поиском подозрительных колоний различных инфекций на питательных средах, определением вида и типа возбудителя.

«Я могла часами разглядывать колонии микроорганизмов. Лаборанты - своего рода повара. В  баклаборатории у нас была своя «кухня», где мы «готовили»: в кастрюле-средоварке  «варили» питательную среду – еду для микробов. К примеру, для дизентерии  - среда Плоскирева, для брюшного тифа - висмут-сульфитный агар, для бруцеллеза -  сывороточно-декстрозный агар…И посуда соответствующая -  чашки Петри, флаконы, пробирки, колбы… Профессия, конечно же, вредная: неприятные запахи от питательных сред, вредность дезинфицирующих растворов. И, конечно же, при работе с реактивами и бактериологическими препаратами обязательно мы соблюдали правила техники безопасности и охраны труда, чтобы самим не заболеть и не заразить других» - рассказывает она.

Потом начались переезды СЭС с одного места на другое. Года через три контора Камызякской санэпидемстанции перебралась в микрорайон Молодежный, потом в двухэтажное здание на берегу по улице Ленина (дом Топлова), с печным отоплением. Там тоже долго не задержались, строилось новое здание, и вскоре эпидемиологи уже переехали по новому адресу, где находятся и по сей день. На долю Нины Ивановны выпало немало очагов и вспышек кишечных и капельных инфекций. Помнит она, как в 1971 году в районе была зафиксирована вспышка холеры. Первые пациенты десятками поступали в инфекционные отделения больниц, но число заболевших росло,  в селах была развернута обсервация. Санитарные специалисты работали фактически круглосуточно, из отпусков отозвали всех медиков, бригады эпидемиологов выезжали в населенные пункты, на износ работала бактериологическая лаборатория, обрабатывая собранные биоматериалы, выявляя инфекцию. Работы было много, на помощь районной службе, чтобы победить инфекцию, приехали бригады специалистов из других городов. 

 «В 1975 году по распределению к нам пришел молодой врач, - вспоминает Нина Ивановна, - Фарьгат Байрамбаевич Габбасов. Его отличали природная скромность, галантность, уважительность к коллегам. Позже он возглавил нашу службу. Объём работы с каждым годом увеличивался, но улучшались условия труда, материально-техническая база, штат сотрудников рос за счёт молодых кадров, вливались в коллектив новые люди. Врач-биолог Екатерина Вавиловна Ермакова, лаборанты Евгения Ивановна Калмыкова, Вера Николаевна Смирнова…  Теперь уже я делилась и передавала молодежи полученные от старших коллег знания».

Просматривая архивные снимки, ветеран санитарной службы тепло вспомнила тех, с кем шла по профессиональному пути рука об руку. В районе велась огромная профилактическая работа, работали как планово, так и на вспышках, очагах, обследовали животноводов, рыбаков, выезжали в роддома, стационарные отделения больницы, брали смывы, кровь на анализы. Проводили забор биоматериала, а потом посев. От сотрудников лаборатории требовалось как можно раньше выявить вид микроорганизма, чтобы затем своевременно назначить правильное лечение человеку. Нина Ивановна проработала лаборантом до самой пенсии, в 1993 году ушла на заслуженный отдых, не раз за годы работы награждалась ведомственными грамотами, благодарственными письмами. В любви и согласии 55 лет она прожила со своим супругом Николаем Котельниковым, научным сотрудником ВНИИООБа. В этом году женщина отметила свое 85-летие.

«Как-то заглянула на бывшую работу, - говорит ветеран труда, - многое за годы изменилось, из знакомых лиц в нашем отделе только Вера Смирнова еще работает. Остальные молодые, и это понятно, жизнь не стоит на месте, как и медицина».