mayak-delta.ru
вс, 08 сент.
04:10
Камызяк
+11 °С, ясно

Учёная из Камызяка рассказала о пользе науки

8 февраля , 15:09НаукаФото: https://mayak-delta.ru/

Интервью редакции дала директор КСОШ № 4, депутат городского Совета, обладатель кандидатской учёной степени Марина Храпова

Накануне Дня российской науки, который отмечается в нашей стране восьмого февраля, мы обсудили с Мариной Петровной роль науки в нашем мире в целом и в системе общего образования в частности, а также и ещё ряд важных тем и вопросов. Должен предупредить читателя – мы с моей собеседницей ровесники и учились в школе в параллельных классах «четвёрки», а затем и в одно и то же время в пединституте, а потому общаемся на «ты», невзирая на должности и регалии...

- Марина Петровна, давай вспомним, как, когда и почему ты решилась пойти в науку…

- Подспудно у меня всегда, наверное, было стремление войти в этот загадочный, очень привлекательный и таинственный мир. Воплотилось в реальность оно в 2004 году. Тогда я работала заместителем директора лицея №1 города Камызяка по воспитательной работе. У нас была замечательная команда молодых педагогов, моих помощников – старшая вожатая О.В. Бакум и воспитатели лицейских классов, а рядом с нами мудрые наставники - В.Н. Арбузов, А.А. Анисимова, Е.А. Володина, Н.Г. Гвозденко, В.Н. Киселева, С.Н. Михеева, Д.В. Чилимская и другие. Мы работали творчески, делали вещи, которые раньше не делал в районе никто…

Например, разработали и приняли флаг и герб лицея. Было налажено плотное и очень плодотворное сотрудничество лицея с АГТУ и АГУ, в рамках которого преподаватели проводили занятия с учениками профильных классов – физико-математического, химико-биологического и социально-гуманитарного, целенаправленно готовя их к поступлению в эти престижные вузы. При лицее действовал интернат для одарённых сельских детей, структурное подразделение АГТУ. Благодаря этому проекту, выпускники лицея легко поступали в АГТУ (а при желании - и в другие вузы, поскольку подготовка шла очень серьёзная).

В рамках сотрудничества мы сблизились с преподавателями технического университета, в частности, мне повезло плотно общаться с Игорем Николаевичем Корнильевым. Умнейший человек – кандидат физико-математических наук, доцент, имеет солидный педагогический стаж. Тогда он был деканом факультета довузовской подготовки в АГТУ, а сейчас работает в региональном Институте развития образования. Именно Игорь Николаевич посоветовал заняться научной работой. И примерно в это же самое время точно с таким же предложением, заслушав мой доклад на одной из научно-практических конференций, ко мне обратился тогдашний начальник областного департамента образования, доктор педагогических наук, профессор Александр Михайлович Трещёв! Такое «совпадение» произвело на меня большое впечатление, их аргументы упали на благодатную почву, и я, заручившись поддержкой тогдашнего начальника отдела образования В.И. Егорова, поступила в аспирантуру АГУ.

Фото: https://mayak-delta.ru/

- Скажи честно – легко ли там учиться?

- Учиться я люблю, с экзаменами справилась, особенно со сдачей кандидатского минимума по иностранному языку, ведь вторая моя специальность, полученная в пединституте – учитель английского. Непросто было совмещать учёбу с работой и домашними делами – младшему сыну было ещё совсем немного лет… Но, при поддержке семьи и коллег, со всеми этими трудностями я успешно справилась. Но надо понимать, что научная работа предполагает серьёзное погружение в исследуемую тему, которая лежит в основе кандидатской диссертации. И требуется не только глубоко изучить всё, что было открыто, выявлено, проработано по ней до тебя, но и внести своё личное, новаторское видение заявленной проблемы, оригинальный взгляд или подход к решению поставленной проблемы.

- С защитой диссертации ты успешно справилась… Но как теперь, по прошествии стольких лет, ты оцениваешь ту пользу, которую дало тебе занятие наукой?

- Научная работа даёт, прежде всего, умение и привычку всегда оценивать пласт проблем, с которым ты сталкиваешься в той или иной сфере деятельности, системно, комплексно, глубоко и разносторонне. Навыки научной работы всегда предполагают чёткую постановку проблемы, умение вести поиск необходимой информации самостоятельно, используя самые разные, в том числе альтернативные источники, а также их последующий глубокий анализ. Занятия наукой дисциплинируют, приучают мыслить масштабно, критически… Можно долго говорить о пользе науки.

Поступив в аспирантуру, я открыла для себя новый большой мир, новые возможности. Буквально через год, в 2005 году смогла победить в отборочном федеральном конкурсе и была направлена на стажировку в США, где мне удалось познакомиться с американской системой образования.

Занятия наукой заставляют высоко поднимать планку собственного интеллектуального, творческого развития. И, однажды подняв её, опускать уже не получается – надо всё время соответствовать заявленному уровню… Знания, умения и навыки, полученные мной в ходе работы над кандидатской диссертацией, безусловно, пригодились на всех этапах моей деятельности – на постах заместителя, а потом начальника отдела образования, директора учреждений общего и дополнительного образования.

Фото: https://mayak-delta.ru/

- Большинство учителей наукой не занимаются, кандидаты наук (и уже тем более доктора) – редкость в обычных школах. Значит ли это, что, перегруженные уроками, тетрадками, совещаниями и отчётами, учителя замирают в своём развитии?

- Перегрузка педагогов – проблема актуальная. Но не могу согласиться с тем, что наши учителя «замирают в развитии»! Ежегодно они проходят обучение на различных курсах повышения квалификации, периодически – раз в пять лет - подтверждают свою квалификационную категорию (при этом многие повышают свой разряд!). Форм и методов развития потенциала современного педагога очень много, в том числе – дистанционных, заочных, не требующих от учителя утомительных поездок в город на курсы (хотя определённая прелесть и плюсы от живого общения тоже есть).

Могу сказать на примере нашей КСОШ № 4. У нас на сегодня 82% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию! Это очень высокий процент, и он даёт свои зримые плоды – в виде роста уровня и качества образования, которое проявляется, в том числе, в виде высоких результатов сдачи государственных экзаменов учащимися нашей школы.

- Сотрудничество лицея и АГТУ, к сожалению, кануло в Лету… Хотя это был прекрасный проект, который был весьма востребован у камызякцев. Нет планов вернуться к подобному взаимодействию с учебными заведениями высшей школы?

- Есть, и они уже реализуются. К слову сказать, в «четвёрке» тоже действовал проект профильного образования – старшеклассники получали углубленную подготовку по обществознанию, по естественно-научному циклу, был сформирован кадетский класс. Потом эти программы обучения постепенно были свёрнуты.

Сегодня мы возрождаем профильное образование в нашей школе. В рамках сотрудничества с Волгоградским государственным университетом с первого сентября 2022 года у нас и в лицее № 1 открыты (в формате дополнительного образования и внеурочной деятельности) психолого-педагогические классы. У нас куратором проекта является школьный психолог М.Б. Мухамбетиярова, она прошла специальное обучение и еженедельно проводит с учениками десятых классов занятия, подготавливая их к волонтёрской деятельности по педагогике. Подростки в течение двух лет приобщаются к работе педагога, выступая в роли помощников классных руководителей, пионервожатых и наставников.

Участие в этом проекте даёт выпускникам педклассов дополнительные к результатам сдачи ЕГЭ 10 баллов – при условии поступления в Волгоградский госуниверситет. Мы стремимся использовать все доступные возможности для развития интеллектуального, творческого потенциала как педагогического, так и ученического коллективов нашей школы. Так, в 2023 году КСОШ № 4 вошла в эксперимент и стала инновационной площадкой участника IT-кластера центра «Сколково» (ООО «Мобильное Электронное Образование» федерального значения). Это ещё один шаг, позволяющий нашим учащимся получать навыки безопасной, эффективной работы в цифровой среде, без чего уже нельзя получать полноценное образование. Ежегодно у нас увеличивается количество учащихся, которые «на ты» с интернетом. Снижается их возраст – сегодня навыками работы на компьютере, во Всемирной сети обладают уже ученики начальных классов.

Фото: https://mayak-delta.ru/

- Четвёртая школа сегодня – это…

- Это 1300 учеников, это сто педагогов (включая коллектив Центра дополнительного образования), в том числе семьдесят – учителя общего образования. Рядом со мною дружный коллектив единомышленников-завучей в составе Л.М. Зверевой, Г.Н. Гаджиевой, И.В. Сережниковой, М.Ш. Утешовой. Новые векторы профессионального роста педагогов задают руководители районных методических объединений Е.В. Амельченко, Н.А. Астафурова, Н.Н. Кострова, А.Ю. Круглова, С.Д. Молчанов, Т.П. Севастьянова, Н.П. Суркова. Подвижниками внедрения инновационных образовательных проектов и цифровых ресурсов выступают школьные учителя-методисты С.Е. Боева, А.Г. Джумагазиева, Н.Г. Журавлева, Ж.В. Муканова, Л.Г. Обухова, Н.Н. Предвечнова. Нашей школе доверяют дети и родители. По результатам проведенной в прошлом году независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, в рейтинге общеобразовательных организаций Астраханской области мы разнимаем 7-е место с показателем оценки 96,9% со стороны получателей образовательных услуг. Мы – самая крупная школа в районе, и мы растём и развиваемся.

- Как ситуация с кадрами?

- Средний возраст учителей у нас – 50 лет! Это довольно много. Мы безмерно благодарны нашим ветеранам, которые, несмотря на свой солидный возраст, продолжают оставаться в строю. Есть прецеденты, когда педагог, преодолев семидесятилетний рубеж, работает и показывает высокую эффективность, оставаясь при этом ещё и классным руководителем! Но всё же мы особое внимание уделяем поиску и закреплению молодых специалистов. За неполных три года, что я работаю здесь, к нам пришло восемь молодых педагогов.

В структуру нашей школы входит учреждение дополнительного образования, действует центр «Точка Роста», в котором идёт работа по 22 программам. Центр оснащён всем необходимым, включая фото- и видеооборудование, при помощи которого делают свои репортажи юные журналисты и блогеры из нашего медиацентра «Четвёрка в объективе». Есть у нас 3D-принтеры, конструкторы ЛЕГО, лаборатории для проведения физических и химических опытов. Считаю, мы можем в этом плане дать фору и многим астраханским школам.

При постоянной поддержке главы района М.М. Черкасова ежегодно проводим ремонт кабинетов, других помещений школы. Капитально отремонтировали библиотеку, это давно уже надо было сделать, и вот свершилось! Стараемся осовременить школьное пространство, насыщаем его яркими элементами, несущими полезную информацию.

Фото: https://mayak-delta.ru/

- Вижу твою тотальную занятость – дел у директора школы, тем более такой большой, всегда невпроворот… Как при этом успеваешь заниматься депутатскими делами?

- Я искренне благодарна моим избирателям, которые в сентябре прошлого года в очередной раз отдали за меня голоса на выборах в Совет МО «Город Камызяк». Это для меня высокая честь и большая ответственность, и я сделаю всё, чтобы выполнить наказы горожан. Как и всех камызякцев, меня волнует судьба нашего города. Хочу, чтобы он стал очень привлекательным, уютным, чистым, красивым, чтобы наша молодёжь оставалась здесь после школы и своим трудом делала его ещё краше…

Как председатель бюджетной комиссии, чётко вижу и знаю возможности городского бюджета, он небольшой, порядка 80-ти миллионов в год, чуть больше половины в этой сумме составляют собственные доходы поселения. При этом в райцентре реализуются 14 муниципальных программ, в том числе «Проведение ремонта автомобильных дорог общего пользования», «Комплексное благоустройство территории». Все они направлены на то, чтобы сделать наш город лучше.

Второго февраля исполнился 51 год, как Камызяк получил статус города. В прошлом году мы отмечали полувековой юбилей. Коллектив «четвёрки» приурочил к этой дате программу «50 славных дел к юбилею родного города». Камызяк развивается – открылся новый современный садик, скоро откроется ещё один. Достраивается ФОК. Завершается ремонт взрослой поликлиники. Преобразилась районная библиотека. Идёт поэтапное благоустройство общественных мест, жилых микрорайонов. А наша задача – сберечь всё это и приумножить!

Александр Атрашкевич