Накануне праздника редакция побывала в этом рабочем посёлке Камызякского района и задала Наталье Аркадьевне ряд вопросов.
- Я коренная жительница Волго-Каспийского, мои предки переехали сюда из Ахтубинского района ещё перед войной. И дед, и отец, и дядя – все строили завод и потом на нём работали, это была целая династия Травенко (моя девичья фамилия). Дедушка был участник ВОВ, попал в плен, в «Освенцим», бежал из лагеря. Мама моя умерла, когда мне было два годика, а бабушка – когда мне исполнилось пять… Так что детство моё было, почти как у Золушки. Окончила строительный техникум, специальность – контролёр качества железобетонных изделий. К моменту моего выпуска из техникума заводы ЖБК в Астрахани начали закрываться, мест не было по специальности, устроилась на трикотажную фабрику, в лабораторию, также строчила на машинке. Вышла замуж за комаровского парня, вернулась на малую Родину. Работала на судоремзаводе инспектором техники безопасности, затем декрет. Денег не хватало, ведь на заводе платили в то время «бартером» - продуктами, ещё чем-то… Вынуждена была пойти в Волго-Каспийский дом-интернат для престарелых – санитаркой-банщицей, мыла лежачих постояльцев. Мыла на совесть – по-другому работать не могу. Когда через ряд лет посетила этот корпус интерната, меня узнавали, улыбались: «Наташа, Наташа! Мы про тебя в «Маяке» читаем…» Когда в администрации появилась вакансия инспектора по налогам, перешла сюда. Повезло работать под началом М.А. Сидорова. Михаил Алексеевич научил нас ответственности, дисциплине, умению слушать людей… Затем главой стал А.Г. Чероков, он предложил мне должность зама, я отнекивалась, но он настоял. Стала его правой рукой (и левой тоже!). А затем он вдруг резко ушёл с должности – ему предложили хорошую работу. Стала врио, главой быть не хотела. Но меня убедил рискнуть тогдашний глава Камызякского района И.А. Мартынов. И с тех пор работаю здесь.
- На момент последней переписи населения в нём жили 2732 человека. По сравнению с некоторыми другими поселениями, ситуация у нас неплохая – есть, где работать, и уровень зарплат выше, чем в других сельсоветах: помимо социальных объектов (школы, детсад, клуб, поликлиника) действуют Волго-Каспийский судоремзавод, дом-интернат, детский центр «Островок», воинская часть, КФХ «Славянское подворье», цех овощепереработки и ряд других, где требуются работники. Увы, находят их себе работодатели с трудом, особенно, если труд физический. Сегодня рабочие профессии не престижны… Не так давно к нам приезжал бывший директор ВК СРЗ Тимофеев, он не был здесь много лет. Он признался, что испытал шок, потому что не узнал посёлок, настолько он изменился. «У вас есть и где грешить, и где грехи замолить!» - смеясь, сказал он. Ну а всерьёз скажу: нам очень сильно повезло с батюшкой, о. Константин очень много сделал и делает для посёлка, и в плане его украшения и благоустройства, и духовного развития жителей. Заканчивается ремонт поликлиники, это хорошо. Нам бы ещё прислали медработников недостающих (а не хватает в основном медсестёр). Когда я только стала главой, на мою долю выпало доводить до ума два строящихся по федеральным целевым программам объекта – насосную станцию с очистными сооружениями (программа «Чистая вода») и жилые многоквартирные дома (программа «Переселение из ветхого и аварийного жилья»). Когда монтировали станцию, постоянно ездила в министерство ЖКХ, добивалась, чтобы воздействовали на подрядчика, чтобы он делал всё качественно. С боем, но добилась своего, станция работает. Недавно служба по тарифам снизила тариф на нашу воду с 54 рублей до 27-ми – в два раза. Вода очищенная, питьевая. Долго пришлось убеждать жителей многоквартирных домов сталинской, довоенной ещё постройки (без удобств, с трещинами в стенах!) сменить их на новые коттеджи и квартиры. Сейчас вроде все довольны, что переехали. Нам бы ещё коттеджи газифицировать, а то сейчас отопление электрическое у них, и, хоть и тариф специальный действует, всё равно дороговато. Работаем, чтобы войти в программу газификации, может, получится.
- Котельная и музыкальная школа. Котельную нам отгрохали очень мощную – на четыре мегаватта, нам столько не надо, она сжигает очень много газа впустую. У завода котельная своя, им нужен пар для обработки кораблей. Заказали ПСД на небольшую, в один мегаватт. Пытаемся войти в федеральную программу. Музыкальная школа находится в бывшем заводском общежитии 1937 года постройки. Давно надо её переселить, но некуда. Да и Дом культуры, хоть здание вроде и поновее (1958 г.), тоже нужен новый. Культурная и спортивная жизнь у нас кипит: в ДК занимается прославленный хореографический коллектив «Феникс», в прошлом году создали «Театр теней», футболисты, с которыми занимается тренер В.И. Трофимов, занимают призовые места в областном «Кожаном мяче». Есть ринг, татами, дети занимались до недавнего времени боксом и борьбой, но потом занятия прекратились – их наставника мобилизовали в армию. Ребята ждут его, и мы верим, что он вернётся и вновь будет растить чемпионов! Ещё про «головную боль». Самое трудновыполнимое полномочие (из 39-ти, возложенных на нас законом) – благоустройство. Нужны новые контейнеры для мусора, они быстро ломаются, новые купить не на что. Нужны хорошие дороги, тротуары. Делаем их кусочками, вот сейчас идут работы на улице Горького, которую мы в шутку называем «Дорога жизни», ведь по ней ездит очень много машин, ходят жители. Используем все возможности. Когда сносили ветхие многоэтажки, строители по моей настоятельной просьбе отсыпали улицы битым кирпичом, потом мы сверху ещё песка насыпали, утрамбовали. Каждый год грейдируем – ездить можно. Посёлок наш очень зелёный, насажали в своё время много тополей и вязов, а с годами они начали сохнуть и падать. Но у меня нет средств оплачивать работу автовышки и пильщиков! Бюджет поселения – около семи миллионов, лишней копейки нет, не могу косилку для травы купить… И сейчас не то время – районный бюджет не имеет права нам помогать, полномочия чётко распределены, за нецелевое использование денег – серьёзное наказание.
- Пытаемся. Отчитываемся о работе, публикуем бюджет, отвечаем на вопросы. Призываем людей не мусорить, пытаемся навести порядок с выпасом скота. По несколько раз в год штрафуем владельцев КРС – не помогает! Пасти скотину негде. Вместо бирок красим рога коров в разные цвета, ведь у нас в посёлке 36 голов всего. У одной семьи рога коров синие, у другой зелёные и т.д. Так проще. Моя надежда и опора в работе – депутаты местного Совета. Возглавляет его О.Л. Макарова, активные депутаты – С.К. Пупкова, С.И. Кириллов, С.Н. Смирнова, О.В. Трофимова и другие. Спасибо им за общественную работу, столь нужную и полезную! Главы местных поселений сейчас находятся меж двух огней или между молотом и наковальней: сверху идут требования вышестоящих органов власти, контролирующих инстанций (за невыполнение полномочий часто накладывают штрафы, причём не на юрлицо, а персонально на главу). Народ добивается решения своих проблем, и порой людям трудно объяснить, что та или иная проблема - например, автобус, поликлиника, бродячие собаки и многое другое - в мои полномочия не входит, могу только ходатайствовать, звонить, писать письма… Хорошо, есть сейчас группы в мессенджерах, подробно разъясняю всё.
- В определённой мере его наличие создаёт сложности. Особенно в ледоход. А ещё трудно в маловодье. Съезды очень крутые в это время, плюс на мель сесть легко при перегрузе парома. Приходится паромщикам в это время ограничивать проезд большегрузов. А их очень много стало через нас ездить - транзитом на Северный Кавказ, когда открыли дорогу на Маячный. Везут скот, летом-осенью – арбузы-дыни… Спрашиваю у водителей: «Вам разве удобно через два парома ехать?» Они говорят: «Нас так навигатор ведёт». Очень много к нам едут на рыбалку, на летний отдых. Летом поселковый пляж забит машинами из других регионов…
- Да. Сплочённее стали, сознательней. Есть группа «Своих не бросаем!», как и в других поселениях. Собираем деньги на помощь солдатам, вещи, продукты. Люди вяжут маскировочные сети (дети и педагоги детского центра «Островок»), несут стройматериалы, тёплые одеяла для госпиталей полевых. За ночь, когда надо срочно было, 60 штук собрали. Каждый вечер я в группе благодарю каждого, кто в течение дня сделал пожертвование. Неравнодушных – большинство!
- С трудом… У меня юриста нет в штате – нечем платить, зама тоже, только бухгалтерия (и то еле нашла человека, год мучилась) и специалисты. Читаю интернет, созваниваюсь, советуюсь с коллегами, обращаюсь в администрацию района, в Правительство области. Но иногда что-то всё равно упускаешь…
- Мы не можем позволить себе реагировать на своё настроение, оно круглые сутки у нас рабочее! Не имеем права паниковать. Телефон я не отключаю никогда, его номер знают все жители посёлка, звонят ночью – то кого-то надо срочно перевезти через реку, то пожар, не дай Бог, то ещё что… Двери моего кабинета всегда открыты. Мы и за порядок отвечаем на территории, и выслушать уметь должны человека, поговорить, успокоить. Главная наша задача – помогать людям! Сколько пожилых, одиноких, больных пенсионеров мы устроили в дома престарелых!.. Приезжаешь к ним – любо-дорого посмотреть! В общем, покой нам только снится… Чтобы работать на этой должности, надо иметь особый характер.
Беседовал Александр Атрашкевич