mayak-delta.ru
вс, 21 дек.
01:56
Камызяк
+0 °С, облачно

Камызякцы – герои СВО – рассказали о своей реабилитации после ранений

16 декабря , 15:50Наши героиФото: из личного архива Р. Серикова

Участники специальной военной операции поделились историями своего восстановления с использованием мер социальной поддержки и медицинской помощи от государства, полагающейся ветеранам

Как рассказал редакции житель Камызякского района, ветеран спецоперации на Украине, воевавший под позывным «Леклер», после ранения были ампутированы обе ноги ниже колена. Долгие месяцы он проходил лечение и реабилитацию в московских госпиталях, перенес двенадцать сложнейших операций на конечности. В специальной военной операции на Украине он принимал участие с октября 2022 года. У него восемь боевых наград, три из них — медали «За отвагу». В январе 2023 года во время штурма Бахмута получил тяжелые ранения обеих ног.

«Сначала прилетело в правую ногу, — рассказал штурмовик, — пуля разорвалась и разнесла в щепки кость выше колена. Пока пытался отползти, прилетает осколок от танкового снаряда в левое бедро».

Так, с перебитыми ногами, истекая кровью, Леклер провел на морозе всю ночь, пока длился штурм. С начала боя прошло больше восьми часов, когда его наконец-то смогли вытащить с поля сражения бойцы из группы эвакуации. Отправили сначала в больницу Луганска, где он провел месяц, а потом авиабортом в Москву. Врачи сделали всё возможное, но, к сожалению, обе стопы пришлось ампутировать. 

«Сначала из-за обморожения полстопы на обеих ногах отрезали, — рассказал участник СВО, — оставили только пятки. Но когда я примерил протез стопы — такой большой железный башмак, тяжелый, жесткий, не гнущийся, то понял, что ходить в нем мне будет неудобно, и согласился на полную ампутацию стоп».

Три года он не «вылезал» из госпиталей. Первые полгода он провел лежа, пока срастались кости, потом пересел в коляску и только через три года встал на костыли. Это были долгие годы на пути к выздоровлению. С ним работали реабилитологи, ортопеды, он проходил курсы адаптивной физкультуры, перенес не одну сложнейшую операцию, среди которых костная пластика. В правом бедре отсутствовал большой участок кости, который наращивали три месяца, но вытянуть кость удалось только наполовину, остальное заменил имплант. Чтобы встать на ноги, нужны были протезы, для их получения ветеран СВО обратился в социальный фонд по программе реабилитации и абилитации инвалидов. По электронному сертификату он приобрел технические средства реабилитации: ходунки, костыли, комнатную и прогулочную инвалидные коляски, ортопедические брюки для аппарата Илизарова. В мае этого года в центре протезирования в Казани ему изготовили индивидуальные модульные протезы, рассчитанные под его рост и вес.

«Сняли слепки, на следующий день уже были готовы протезы, — говорит парень, — я сразу встал и пошел, упираясь и помогая себе руками».

Сегодня он ходит уже уверенно на протезах, но пока еще страхует себя тростями, водит машину. Однако на правую ногу наступать ему еще больно. В сентябре кость зафиксировали аппаратом Илизарова. Ему еще предстоит медицинское вмешательство, чтобы вернуться к нормальной жизни. Но, как признался ветеран СВО, самое главное даже не это, а поддержка родных, именно семья дает ему силы двигаться дальше. 

20-летний Роман Сериков из поселка Волго-Каспийский заключил контракт и отправился в зону СВО в апреле 2024 года. 

«Ушел за другом, — признался парень. — Мы были как братья. Узнав, что Рамиз подписал контракт, я последовал за ним, добился, чтобы попасть в один и тот же полк». 

К сожалению, товарищ погиб на первом боевом задании. А Роман еще почти год бил врага на Бахмутовском направлении — в отдельном взводе ПТУР 54-го мотострелкового полка. Серьезное ранение получил под Андреевкой в марте этого года, когда, скрываясь от дрона, наступил на противопехотную мину. Ногу ниже колена разнесло на куски. В госпитале Волгограда, где он проходил лечение после ранения, потребовались две операции и еще несколько месяцев, чтобы культя зарубцевалась.

Роман воспользовался полагающимися ему как участнику спецоперации мерами поддержки, по электронному сертификату протезировался в астраханском ортопедическом центре. 

«Не жалуюсь, протезирование, реабилитация – всё бесплатно, в любой момент, если что-то не так, можно поменять. Первое время привыкал, прихрамывал, но сейчас чувствую себя уже более уверенно. Вообще хочу отметить, что к нам, участникам спецоперации, относятся с уважением, сотрудники центра – техники, протезисты – старались всё сделать качественно и в кратчайшие сроки, чтобы мы быстрее адаптировались к привычной жизни». 

Сегодня Роман ведет жизнь обычного парня, отсутствие ноги ниже колена и наличие протеза его совершенно не смущает, он не стесняется этого. Ездит за рулем.

«Машина с коробкой-автомат, — говорит Роман. — Пробовал на механике ездить, но ощущения уже не те, как были раньше, когда двумя ногами педали выжимаешь».

Травмирует ли его понимание, что стал инвалидом?

«Отнюдь, — говорит ветеран, — гораздо важнее, что остался жив. Осознание пришло позже, но без отчаяния и расстройства. У меня есть планы, которые я планирую претворить в жизнь, и этому статус инвалида не мешает».

С камызякцами общалась Ольга Масютина

Фото: из личного архива Р. Серикова