В мирной жизни Артур работал судовым плотником на Волго-Каспийском судоремонтном заводе, потом таксовал. За плечами – два года срочной службы в ракетных войсках стратегического назначения. В зону боевых действий отправился добровольцем. Попал в 177-й отдельный гвардейский полк морской пехоты Краснознамённой Каспийской флотилии. Определили его в штурмовую роту – гранатометчиком. Из своего РПГ-7 он наносил поражение вражеской бронированной технике и живой силе противника.
«На задание, - рассказал мой собеседник, - мы всегда выходили в полном снаряжении. На себе приходилось нести гранатомет, стрелковое оружие, плюс боекомплекты к автомату, а также боеприпасы для РПГ. Амуниция, аптечка, сухпаек… Борьба шла за каждый грамм веса, чтобы лишнего не брать. Потому что преодолевать приходилось пешком по 5-7 километров. Вода на вес золота. Даже банку тушенки не возьмешь, без еды можно потерпеть, но без воды в жару или во время активных боев очень тяжело».
Штурмовики - одна из самых опасных и «горячих» военных специальностей на СВО. Конечно, в любом подразделении не менее опасная и тяжелая работа - и в группах огневой поддержки, эвакуации, в разведке, и тем, кто подвозит боеприпасы на передок, тоже нелегко. Но всё же штурмовики подвергаются опасности в большей степени.
«У нас самый действенный фактор - эффект внезапности», - признался воин.
Этой военной тактики они придерживались, когда штурмовали вражеские позиции в Работино. Бои там шли накатами. Работала вражеская артиллерия, летели с небес запрещённые всеми конвенциями кассетные боеприпасы, участвовали танки.
«Было такое, - поведал Артур Шуканов, - что весь день проходил под артиллерийским огнём, под этими кассетами. Перекур 5-10 минут, и опять по новой - накатит, отступит. Мы встречали противника жестко, плотно, не мог он ничего поделать, не пропускали мы их. Летали там и дроны, но мы их отслеживали. Как-то за один световой день мы сбили две «бабы-яги» и еще одну ночью. После этого их беспилотники начали нашу позицию облетать стороной, почуяли, что охота на них ведется».
В июне 2023 года начался так называемый контрнаступ со стороны ВСУ. Они начали проламывать оборону российской армии.
«Мы рядом находились, - говорит боец, - когда требовалось подкрепление, нас туда отправили, поддержать атаку. Поддержали штурм и дали возможность пацанам выйти из вражеского полукольца. Еще сутки мы там простояли, пока нас смогли сменить».
Во время одного из штурмов Артур получил минно-взрывное осколочное ранение и контузию.
«По ногам прилетели осколки, - вспоминает он. - Оставался в строю еще сутки, продолжал бой. Ночь там провел. Эвакуации долго не было. Из-за плотного огня не могли близко подойти ребята из эвакогруппы».
Боец рассказал, как оценивал реальность происходящего, поговорили и о страхе - естественном чувстве человека.
«Конечно же, было страшно, - признается Артур, - даже в первый раз не так страшно, как во второй, когда уже знаешь, куда идешь, это намного страшнее. А потом в процессе не то чтобы привыкаешь, думаю, просто адреналин вырабатывается, даже зашкаливает. Навыкам уже обучен, в критической ситуации знаешь, что делать. Не до страха бывает. Делаешь свою работу. А еще ненависть к врагу, боль за погибших товарищей подстёгивает».
В зоне активных боевых действий он пробыл год. Восстановившись после ранения, сегодня он несет службу в пункте постоянной дислокации своей войсковой части. Появились проблемы со сном, а иногда, признается честно, снятся и мучают кошмары о войне.
Бойцам 177-го полка помощь из тыла доставляет волонтерская группа «Своих не бросаем! - ВК».
«Наш полк, - говорит Артур, - наверное, на треть был укомплектован астраханцами, дальше в сторону Токмака тоже стояли полки, где служили земляки. Максим Гостюнин регулярно доставлял нам одежду, продукты, маскировочные сети, антидроновые ружья, тепловизорные прицелы… Другие волонтёрские группы - «Судоплатовцы», «Черные береты Каспия» - нам также очень помогали, на собранные средства покупали генераторы, рюкзаки, форму…»
Парень благодарит всех земляков, кто не остается в стороне и откликается на помощь бойцам - плетёт сети, отливает свечи, собирает посылки.
«Там все это ценно, поверьте», - подтверждает воин.
Бойцы в его части жили в блиндажах, рядом никаких квартир или домов не было. Сами рыли траншеи, строили и накрывали перекрытие землянок, всё вручную. Проводили электричество, ставили печки.
С началом спецоперации во многих подразделениях вместе с солдатами кров и еду делили брошенные животные из окрестных поселков, которые прибивались к блиндажам. У них тоже жила кошка пестрого черно-коричневого окраса, как у гиены. Звали Мусей.
«Ее мы нашли, - рассказал Артур, - в одном из селений. Без кошки в блиндажах нельзя. До войны кругом поля были, которые с началом военных действий забросили, мыши-полевки перебрались туда, где потеплее - в блиндажи. Они грызли всё - телефонные зарядки, провода, сапоги, короче, всё. Полчища были, пока кошка всех не переловила».
Два раза Муся котилась в блиндаже, дважды бойцы принимали роды у животного.
«Повадился к ней бегать матерый белый кот, с каких-то других позиций прибегал, - говорит боец. - В первый раз она принесла нам трех белых котят, потом еще раз. Котята подрастали, мы их раздавали, за ними приезжали ребята из других батальонов. Когда мы покидали свои позиции, в блиндаж заехали ребята из другого полка, Муся осталась жить с ними».
Еще военные приютили… козла. Он прибился к военным из села Малиновка, того самого, где снимался знаменитый фильм советского кинематографа. Бойцы звали его Борисом Михайловичем.
«Он уже там был, когда мы пришли в это место, - вспоминает мой рассказчик. – Борька был прикольный, конфеты ел из рук – брал прямо с оберткой, а потом как-то умудрялся их разворачивать. Он был ручной, спал у нас в блиндаже, когда холодно было».
Собаки тоже были. Щенка алабая по просьбе земляка и сослуживца Ивана Ядрина из Тузуклея им привез верхнекалиновский волонтер Максим Гостюнин. Иван погиб в августе 2023 года, а собаку один из сослуживцев позже забрал себе на родину, в Казахстан.
Артур Шуканов – кавалер ордена Мужества, заслуживший награду в боях. Ждет парень еще одну награду – «За отвагу», к которой представило его командование.
«У нас командир был отличный, за него вся наша рота встала бы, - с грустью в голосе говорит мой собеседник. - Я с ним, как говорится, пошел бы в любую разведку, таких командиров поискать. Мужчина был с большой буквы, толковый, грамотный. Много операций под его командованием прошли».
Увы - в октябре 2023 года Герой России, гвардии старший лейтенант Михаил Геннадьевич Васильев, командир 3-й десантно-штурмовой роты 2-го десантно-штурмового батальона 177-го отдельного гвардейского полка морской пехоты Каспийской флотилии погиб...
Ольга Масютина