mayak-delta.ru
вс, 08 сент.
06:33
Камызяк
+10 °С, ясно

Камызякские бойцы СВО рассказали о своем боевом пути

20 апреля , 09:52Наши героиФото: Муслим Арстанбеков

Сегодня службу в зоне СВО несут камызякские ребята, это обычные пацаны, совсем даже не супергерои, кому-то они отцы, сыновья, мужья и братья, для других это друзья, одноклассники или просто ребята из соседнего дома, двора, улицы…

В прошлом месяце я застала дома в отпуске двух ребят. 26-летний Муслим Арстанбеков рос и мужал на моих глазах. Живет в соседнем доме. Очень скромный, дружелюбный, честный, с детства дружит с моим сыном. На СВО с первых дней. Отслужил срочную службу, уже перед самым дембелем остался по контракту.  Много лет уже знаю Хайрата Мурзагалиева, мы с ним в дальнем родстве. Неунывающий, душа компании, с хорошим чувством самоиронии, всегда открыт для окружающих. Год назад он добровольно отправился на фронт – защищать Родину. За плечами у 37-летнего мужчины школа, годы учебы на разные профессии - судоводителя, помощника механика, сварщика, водителя, работа вахтами…

Свой долг Отчизне он тоже в свое время отдал, срочную прошёл в железнодорожных войсках. Мне не терпелось узнать у парней, как ощущают они этот переход из военной жизни в мирную, как спится вдали от войны.

«Не представляешь, как давно я мечтал об отдыхе вдали от этого грохота, - признался мне Харик. - Невозможно передать радость от встречи с родными и наконец-то от долгожданной тишины и покоя. Уезжать не хочется, но долг зовет, и ребят менять надо,  они тоже хотят отдохнуть, хотят с родными повидаться, многие уже давно воюют и еще не были дома».
Фото: Муслим с сослуживцами

И да, тишина их порой пугает. Поначалу не высыпались. Там они уже привыкли засыпать и просыпаться под звуки выстрелов и разрывы снарядов, на фронте ведь как: стреляют, значит, всё нормально, а вот тишина вызывает тревогу и опасение, а вдруг враг продвигается?.. Сегодня ребята  стойко переносят тяготы и лишения воинской службы. Конечно же, о своей службе рассказали то, что могли. Муслим, ещё перед службой в армии (служил в Абхазии - в артиллерии, в минометной батарее) получил водительские права на управление грузовиком и сегодня служит в реактивном артиллерийском дивизионе водителем огневого расчета реактивной системы залпового огня «Град» на базе  КАМАЗа 5350.  

«Когда началась спецоперация на Украине, мой контракт с Министерством обороны автоматически бессрочно продлился, - рассказал он. - Нас готовили к выполнению боевых задач уже с учётом реальных военных действий в зоне СВО. В мае мы выполняли боевые задачи на Херсонском направлении. Еще через месяц произошло первое боевое соприкосновение с противником. Тогда в ходе наступления нам удалось остановить диверсионно-разведывательную группу и мотострелковое подразделение украинских войск, подавили крупную технику». 
Фото: Муслим Арстанбеков

Парень с позывным «Лотос» четко разъяснил, в чем именно заключаются его военные обязанности в огневом расчете. Ездить быстро и много. Своевременно расчехлить (размаскировать) и выкатить тяжелую технику на огневую позицию, а там уже ребята из его огневого расчета, получив координаты, отработают цель. После залпа реактивной установки (по нормативу это занимает 15 минут), Муслим должен также оперативно вывезти бойцов в укрытие, иначе  противник может засечь работу «Града».  Поэтому ему приходится постоянно менять огневые позиции. Ответка, конечно же, прилетает.

«Случалось, что нас обнаруживали, - говорит боец. - Как-то зимой выпал снег, и по следам наше расположение вычислил и  обнаружил с воздуха западный FPV-дрон, нанес удар по блиндажу. Обошлось без потерь, своевременно оказали помощь, ребята получили легкие, неопасные для жизни ранения, контузии, сегодня они уже на посту, выполняют свои боевые задачи».
Фото: Муслим Арстанбеков

С недавнего времени Муслим еще и оператор-топогеодезист взвода управления реактивной артиллерийской батареи. Через перископ прибора ПАБ-2М (перископическая артиллерийская буссоль), путем выявления расстояния до противника, он вычисляет точные координаты цели, по которым наводчик наведет боевую машину. А вот Хайрат, когда объявили частичную мобилизацию, в списках мобилизованных себя не обнаружил и пошел сам, добровольцем.

«Сейчас уже и не скажу, - признался он мне, - какое чувство мной тогда руководило, долг позвал, наверное, за Россию, за семью, родных, близких. Друзей много забрали, кто-то также добровольно свой выбор служить сделал. А я чем хуже?»

В области вёлся набор в реактивный дивизион «Лотос», который курирует губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, он подписал контракт и сразу же уехал. Военную и тактическую подготовку прошел на полигоне в Буденновске - в 205-й отдельной мотострелковой казачьей бригаде, позже бойцов направили в 144-ю бригаду.

«В зону боевого соприкосновения прибыли 20 августа, - рассказал он, - в тот день мы перешли «за ноль», туда, где уже вовсю шли  военные действия, и приняли первое боевое крещение. Сегодня мы стоим на Херсонском направлении, штурмуем населенный пункт Крынки».  
Фото: Хайрат

Хайрат – заряжающий РСЗО «Град» на базе военного грузовика «Урал». Вместе с ребятами из экипажа они на своей технике помогают огнем бойцам. Парни, с кем он служит, зовут его «Мурзой», производная от фамилии. С грустью признается, что довелось друзей терять и хоронить, на фронте без потерь не обходится, говорить об этом не хочет.  Считается, что бояться свойственно только женщинам и детям, а мужчинам страх неведом.  

«Чушь, - говорит Муслим, - и нам бывало страшно. Было поначалу тревожное чувство неизвестности и непонимания ситуации, душевное волнение, думали: зачем мы здесь, для чего?»  

Признался и Хайрат, что бывают моменты, когда реально страшно становится, когда обстреливают беспрестанно, что даже из окопов и блиндажей выйти по нужде невозможно, ребята между собой называют такие атаки «операция сурок». Всякое бывает на фронте, говорят парни, но когда живешь в этих реалиях, к этому уже привыкаешь. Армейский быт налаживали сами, копали окопы, строили блиндажи. Муслим служит в буферной, нейтральной зоне. Хайрат в «желтой» - в непосредственной близости от линии фронта. Парни не привыкли жаловаться, потому отвечают коротко и лаконично, что с питанием у них все нормально. Доходит и помощь тыла. Ребята благодарят земляков, кто собирает посылки для бойцов, за поддержку и неравнодушие.

«Помощь приходит регулярно, в том числе и из нашего района. Доходят весточки из дома,  грузы, собранные камызякской группой «Своих не бросаем». Буквально месяц назад, - говорит Муслим, - получили окопные свечи, которые нам очень помогают в блиндажах, маскировочные сети, которые спасают от летающих снарядов - украинских дронов «Баба-Яга», вражеских беспилотников-«фурий», разведывательных FPV-дронов».
Фото: Боевая машина Хайрата

Конечно же, они воюют не за награды. Но всё же… В прошлом году командование вручило Муслиму медаль за воинскую доблесть, будет и еще одна, какая, пока не знает. Скромно умалчивает о наградах и Хайрат, говорит, представили, жду. Получил удостоверение ветерана боевых действий.  

Мой сосед - единственный астраханец в своем расчете, с ним служат ставропольские ребята, парни из Воронежа, Белгорода. Все быстро сдружились, сплотились. Боевой расчет - это сплоченный экипаж. А Хайрат служит среди земляков, в астраханском дивизионе. Пока ребята воюют, их с нетерпением дома ждут родные. Муслима – мама, сестра, старенькая бабушка и многочисленные тети, дяди, братья. У Харика на малой родине остается семья – жена и двое детей, родители. От родных бойцы правду утаили. Муслим какое-то время скрывал, что находится в зоне СВО.

Когда близкие люди забеспокоились, что  подолгу не выходит на связь, пришлось сказать. А Хайрат принял решение сам, жену просто поставил перед фактом, после того как подписал контракт. Долгое время пришлось скрывать правду от младшей дочери Виктории. Сегодня каждый звонок камызякских парней домой – праздник для их родных. В школе, где учится дочь Хайрата, на стене патриотического уголка, посвященного землякам-участникам СВО на Украине, теперь и его фото, и девочка гордится своим отцом-героем. До своего убытия обратно в часть ребята прошлись по родным, навестили стариков, встретились с друзьями, кто на гражданке, посетили мечеть, помолились за себя, за пацанов, с кем служат в одном окопе, за всех, кто сегодня  стоит на страже интересов страны. Закупили необходимое,  что сослуживцы наказали привезти. Очень скучают бойцы по домашней кухне, с собой в дорогу им напекли выпечки, родственники – родители, жены сослуживцев - с ними передали посылки для своих сыновей, мужей. Ребята понимают, что теперь они будут участвовать в специальной военной операции до её завершения, назад пути нет.

«Спросишь, жалею ли, что подписал контракт? Нет! А что жалеть? Однажды нам всем ответ держать, где были, когда враг стоял у ворот», - сказал Харик, и напоследок добавил, - До новых встреч, свидимся,  Победа будет за нами».

Ольга Масютина