mayak-delta.ru
вс, 08 сент.
06:21
Камызяк
+10 °С, ясно

Камызякцы нашли могилу деда-красноармейца

20 июня 2023, 17:02Наши героиФото: Семейный архив

Жительница камызякского села Самосделка Наталья Осокина спустя 80 лет смогла найти место захоронения своего дедушки, погибшего на полях сражений в годы Великой Отечественной войны

Фото: Семейный архив

Как рассказала редакции Наталья Осокина её родной дед, Александр Чертенков, долгие годы в семье считался пропавшим без вести.

«Нам почти ничего неизвестно было об отце моей матери,  бабушка рассказывала, - вспоминает Наталья Кагановна, - что он воевал в Польше и где-то там пропал без вести.  Долгое время мы так и считали, потому что извещение (похоронка) в семью так и не пришло. Конечно же, я хотела знать о судьбе дедушки как можно больше».

И вот, благодаря интернет-технологиям, сведения о близком человеке нашлись. Перед празднованием Дня Победы родная племянница Натальи на сайте «Память народа» нашла данные про деда – дату гибели, в каком полку воевал, в каких местах пал смертью храбрых, и место захоронения воина. По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Красной армии установили, что красноармеец погиб в августе 1944 года. Полученные сведения побудили дальше заняться архивными исследованиями.

Фото: Семейный архив

Так Осокины узнали, что до войны Александр Михайлович жил в Ставропольском крае, в селе Новотеречное Кизлярского района, имея всего два класса образования, работал рыбаком на Каспийском море. На второй день объявления войны Кизлярским РВК был призван на фронт. Последнее место его службы - второй стрелковый батальон 67-го стрелкового полка 20-й стрелковой дивизии, которая в составе войск 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской операции освобождала Советскую Белоруссию и Польшу.

Фото: Семейный архив

Покопавшись на сайте «Память народа»,  зная номер полка и армии, где служил боец, удалось найти журнал боевых действий, куда ежедневно заносились сведения о подготовке и ходе боевых действий. Таким образом, получилось восстановить боевой путь последних дней жизни рядового Чертенкова. В конце июля 1944 года шёл сильный огневой бой с противником, отступающим от Бреста, силою до пяти разбитых немецких дивизий. А уже в первых числах августа подразделения полка заняли оборону недалеко от Варшавского шоссе и польской деревни Кошевницы, совершив марш протяженностью более 70 километров. Здесь подразделения не раз вели ожесточенные бои с противником, переходившие несколько раз в контратаки.

9 августа полк преследует отходящего от южных окраин деревни Червонка противника из 6-го мотополка «Теодор Эйке» дивизии СС «Мертвая голова». Наши подразделения несколько раз пытаются перейти в наступление, но противник сильным артиллерийским, минометным и ружейно-пулеметным огнем отбрасывает их на прежние рубежи.

11 августа полк вновь преследует отступающего противника в окрестностях местечка Кетлянка и южной окраины деревни Рабяны. В ходе боя противник потерял до 100 человек личного состава, было уничтожено три пулемета, два орудия, танк. Понесли потери и наши части: 17 погибших и столько же раненых.

12 августа батальон, где служил минометчик Чертенков, штурмом взял село Вуговка. До 200 человек убитыми, четыре пулемета и два орудия потерял противник. Одиннадцать раненных и двое убитых - потери второго батальона. 

С 14 по 16 августа подразделения 67-го стрелкового полка занимают прежний рубеж обороны, ведут ожесточенные бои с противником, который старается, во что бы то ни стало, удерживать занимаемые позиции. Попытки наших подразделений выбить противника с этих позиций положительных результатов не дали.

16 августа 1944 года полк имел задачу - к утру 17 августа быть готовым наступать в направлении перекрестка дорог на два километра юго-западнее н.п. Выглендалы, Новинки, где враг сосредоточил большое количество артиллерии, откуда вел артналеты на боевые порядки и штаб полка. В течение дня велась артиллерийско-миномётная перестрелка с противником. Уже 18 августа подразделения полка прорвали оборону противника, выбивая его из линии траншей. Но в тех боях красноармеец Александр Чертенков уже не участвовал.  В один из дней он был сражен вражеской пулей и скончался от ран 17 августа. 

Фото: Открытые источники

Первоначально Александра Чертенкова похоронили в полутора километрах севернее села Вуговка (Вуювка), где он принял бой и откуда прислал домой родным последнее письмо.  В 1949 году останки бойца были перезахоронены на мемориальном кладбище советских воинов Cmentarz Mauzoleum Żołnierzy Radzieckich в Варшаве, на улице Жвирки и Вигуры, в могиле под номером 354. Тут в 834 могилах покоятся свыше двадцати тысяч военнослужащих РККА, известны имена чуть более восьми тысяч захороненных солдат, среди них и Александр Михайлович Чертенков.

В семье хранятся несколько старых фотографий,  на обороте одного фронтового фото, датированного февралем 1942 года, где Александр Михайлович запечатлен с сослуживцами, есть  надпись, кто сделал её, остается загадкой.

«Судя по содержанию, - говорит Наталья Кагановна, - думаю, это старшая дочь деда и моя тетя Полина Александровна, возможно и бабушка, хотя она была малограмотной, а писали, вероятно, уже после войны, как послание или память для родных, дата стоит 1942-1946 год, а дед погиб в 1944 году».

Три года назад сын Натальи Осокиной Юрий, который живет в Санкт-Петербурге, по службе был в Варшаве. Узнав, что там, в братской могиле – на кладбище-мавзолее советских воинов,  покоятся останки его прадеда, он расстроился: «Знал бы тогда, - сказал он, - сходил бы на могилу, поклонился его праху от всей семьи». Сегодня сделать это проблематично. В Польше сносят памятники павшим советским воинам, оскверняют братские захоронения, а польские политики считают советских солдат оккупантами и требуют от России извинений и репараций.

Фото: Открытые источники