С чего же началась эта масштабная, трудная, а порой и опасная работа? Когда в конце сентября стартовала частичная мобилизация, друзья и родственники солдат стали стихийно покупать им в дорогу вещи, продукты, амуницию и т.д. У Максима Гостюнина в армию в тот момент никого не призвали, но он, увидев во время проводов у райвоенкомата, что многие его земляки отправляются на фронт в спешке, с небольшими рюкзачками, без каких-либо запасов, привёз из своего магазинчика, в котором продаются товары для рыбалки, всё, что ему показалось необходимым – газовые баллончики, плитки, ножи, мотки верёвок… Всё это распихал ребятам по рюкзакам и вещмешкам. Это увидел, провожавший земляков, глава посёлка Верхнекалиновский Сергей Фомин, он предложил Максиму объединить усилия. Создали группу в «Вотсапп» и «Телеграме», обратились к жителям посёлка с призывом поддержать своих.
«Народ сначала скептически отнёсся к этой идее, - вспоминает Максим Васильевич, - с опаской и недоверием – мол, разворуют всё, а до солдат посылки не дойдут. Скинули ссылку в нашу поселковую группу… Но всё равно как-то вяло шёл сбор. И только после первой поездки, когда все увидели фото, видео, благодарные отклики наших военных, поняли, что система прозрачная (я выкладываю полный отчёт о поступлении и расходе денег), лёд тронулся. Стараюсь всё приобретать и оплачивать картой. Правда, там, в Донбассе, с этим проблема – нет связи, интернета, карты не работают».
5-6 октября первую партию собранной помощи Максим Гостюнин и Сергей Фомин отвезли в Борзой (Чеченская Республика) и в Волгоград.
«Я тогда пообщался с нашими ребятами (из посёлка призвано на тот момент было пятеро, потом ещё двое получили повестки) и увидел, что очень много проблем было в плане обеспечения оружием, техникой, в организации обучения. Об этих фактах я сообщил в Министерство обороны. Дозвониться удалось не сразу, ждал очереди по телефону минут сорок, но дозвонился, меня внимательно выслушали и тут же приняли меры. Я также написал письмо Президенту Владимиру Владимирович Путину, потому что не могу молчать, когда вижу непорядок. Нельзя отмалчиваться, все вопросы должны решаться оперативно и на сто процентов, солдаты должны отправляться в зону боевых действий полностью экипированными, с новой техникой и исправным оружием. Ситуация в частях, где служат верхнекалиновцы, наладилась – удалось добиться, чтобы выдали новое оружие, технику, где-то сменили офицерский состав».
В группе «Своих не бросаем!» есть свой костяк – Валентина Юрьевна Афанасьева ежедневно ведёт отчётность о собранных и истраченных средствах, Ольга Анатольевна Липчанская ведёт группу в «Телеграмме». К Гостюнину и его сподвижникам всё время обращаются желающие помочь, причём не только родственники солдат – абсолютно посторонние люди. Волонтёры помогают сортировать вещи, формировать посылки. Предприниматели, руководители предприятий и организаций покупают дорогие вещи – дроны, тепловизоры, приборы ночного видения, бронежилеты, каски, комплекты тёплого обмундирования и другое. Жители Николо-Комаровки варят самодельные печки-буржуйки, которые так выручают солдат в морозы, педагоги и школьники Камызякской СОШ №4 скинулись на ткань и при содействии предпринимательницы Натальи Фоминой сшили в её швейном цехе 150 утеплённых балаклав, преподаватели Камызякского сельхозколледжа купили столь необходимые в окопах топоры и лопаты…
Люди сами несут и везут вещи, топливо для машин, перечисляют деньги. Не успевают Максим Гостюнин и Сергей Фомин отвезти очередную партию груза, а уже накапливается новая. В октябре они съездили в Волгоград и Чеченскую Республику, доставили мобилизованным несколько партий гуманитарки в учебные центры, где обучались солдаты. Но затем, когда ребят начали отправлять на Украину, пришлось отвозить собранное непосредственно в зону СВО.
«Никто не верил, что мы доедем до наших. Но получилось… Первая поездка была самой тяжёлой – всё в первый раз. Плохо мы тогда ориентировались на незнакомой местности, - делится впечатлениями Максим Васильевич. – Заплутали, очень долго искали село, в котором стояла нужная нам часть. Оказалось, там есть несколько сёл с одинаковыми названиями, но в разных районах. Навигатор ведёт, но приводит не туда… Ночью уже приехали в село, но там никаких военных. Поспали в машинах пару часов, на рассвете двинулись дальше – спасибо, на КПП подсказали. И только в одиннадцать утра нашли астраханцев. Радости было! Передвигаться там тяжело – дорог нет, все разбитые, грязь ещё хуже нашей. С колеи съезжать нельзя – можно попасть на минное поле, ездим строго за военными машинами. Иной раз приходится подъезжать очень близко к линии разграничения войск, чтобы отдать посылки лично в руки. Как-то подъехали к фронту километров на пять, наверное. Рядом бухают пушки… Вначале жутковато было, потом привыкли».
Как удаётся проникать так близко к местам боёв?
«Всё решает уверенная манера общения, - объясняет Максим Гостюнин. – На контрольно-пропускных пунктах показываем груз, говорим: «Пацаны ждут! Нам надо обязательно доставить всё непосредственно в часть и отдать солдатам лично в руки!» Посылки все подписанные, с конкретными получателями. Действует – нас пропускают».
Почему избрали столь нелёгкий путь доставки?
«Те, кто отправляли почтой, через Министерство обороны, жаловались – посылки приходят вскрытыми, всё ценное пропадает. Так что вариант только один – ехать самим».
Перед новогодними праздниками, 25 декабря из Камызяка на Украину они отправились автоколонной из четырёх машин.
«ГАЗель предоставил глава Камызякского района Михаил Черкасов, «Рено-Дастер» с прицепом вёл глава Верхнекалиновского сельсовета Сергей Фомин, ещё один автомобиль – мой брат Иван Гостюнин, а также мы отогнали новую пятидверную «Ниву», которую купили, скинувшись, для своих нужд сами бойцы. Как и всегда, все машины были загружены под завязку. Маршрут был такой: Донецк – госпиталь в Макеевке (для него собрали целую партию медикаментов) - Марьинка (часть, где служат наши) - Мариуполь (подарки для одного из городских детсадов и канцтовары собрали педагоги и родители камызякских детсадов «Радуга» и «Солнышко») - посёлок Пологи (177-я дивизия) - затем город Токмак (291-й полк и 136-я бригада). А женщины верхнекалиновские к Новому году наготовили для наших воинов пирогов, ватрушек, котлет, 100 пирогов выделили городские предприниматели. Финансовую помощь оказал районный депутат Ришат Сапанов, рыбу для пирогов предоставил Василий Сухоруков. Готовили вкусности Р. Сапанова, З. Никуличева, К. Агзанова, С. Тулепова, Р. Дуйсенова и С. Азбергенова. Помогают многие, отдельное спасибо семье Курьяновых (магазин «Дом рыбака»), а также базе отдыха «Московская» и другим».
13 января они отправились в четвёртую по счёту поездку на фронт, и снова всё прошло нормально, 16-го вернулись домой с полностью выполненной миссией. В ходе поездки длиной 2650 километров и продолжительностью около трёх суток они посетили девять воинских частей и передали лично в руки купленную для бойцов технику (автомобиль «Нива», дрон и тепловизоры), а также посылки от родных и собранную камызякцами гуманитарку. В этот раз путь их лежал через такие населённые пункты, как Донецк, Ольгинка, Пологи, Токмак, Мелитополь и Весёлое.
«Из-за того, что идут бои, приходится делать большой крюк, например, вместо 70-ти километров проехали более двухсот. Дорога, конечно, выматывает, потому что за рулём приходится проводить почти всё время поездки».
Со временем пришли опыт и чёткое понимание того, что сильнее всего необходимо нашим воинам.
«Мы находимся в постоянном контакте с ребятами, они пишут мне, что нужно, конкретно. В первую очередь, требуются тепловизоры, квадрокоптеры, приборы ночного видения – то, что реально помогает сберечь жизни. Если у «Вагнера», чеченцев, в частях, которые уже воюют, есть всё необходимое, то у «мобиков» есть проблемы со снабжением, вот мы и восполняем эти пробелы».
Группа «Своих не бросаем!» набирает популярность, в неё всё время вступают новые и новые члены, сегодня она объединяет порядка шестисот камызякцев и астраханцев.
«Раньше сёла были сами по себе, а потом мы решили объединиться в большую общую группу. К нам вошли Жан-Аул, Кировский, Караульное, Николо-Комаровка, недавно подключился Раздор. У нас не только жители Камызякского района в группе, но и сёла из других районов области – тесно сотрудничаем с жителями Старокучергановки, Осыпного бугра, Астрахани. К нам везут посылки даже из-под Волгограда – из Ахтубинска… Мы никому не отказываем. Единственное условие – все посылки принимаем только в открытом виде. Делаем это после того трагического случая в Воронеже, когда в волонтёрский центр принесли посылочку, а она чуть позже, когда курьер ушёл, взорвалась, и погибли шесть волонтёров… Нас тоже пытаются отслеживать, и угрозы время от времени поступают. Но нас не запугать! Мы ездили и будем и дальше ездить. С нами ездит также мой брат Иван, после одной из поездок присоединился односельчанин Геннадий Березин – он посмотрел на всё это и сказал: «Теперь всегда буду с вами ездить, помогать нашим!» Очень много неравнодушных людей, и отношение у народа меняется, особенно после того, как призовут кого-то из родственников».
Я спросил у Максима Васильевича, какое отношение он имеет к армии.
«Никакого! По образованию я радиомеханик, много лет проработал в турбизнесе – егерем, администратором, директором на базах отдыха. Отец мой, Василий Иванович, служил в Советской Армии, и хорошо служил – демобилизовался в звании старшего сержанта. Оба деда – и по маминой, и по отцовской линии – воевали в Великую Отечественную. Один дед без ноги домой с фронта вернулся, другой – с осколком под сердцем, который 40 лет спустя после войны, в 1972-м году всё-таки дошёл до сердца и отнял у него жизнь… Мама меня поддерживает, жена, дети. Да, бизнес мой страдает – осеннюю путину я профукал с этими поездками, надеюсь, в весеннюю отобьюсь. А так за счёт кредитов выкручиваюсь. А что делать? Кто-то же должен нашим ребятам помогать. Не можем мы их бросить там! Огромное спасибо и низкий поклон всем, кто вносит вклад в сбор денег и вещей. Наши земляки, воюющие с укронацистами, очень благодарны за оказанную помощь всем, кто поддерживает нас морально и материально».
Есть в Камызякском районе и другие волонтёрские объединения – собирают и отправляют (в том числе через Гостюнина) посылки жители посёлка Волго-Каспийский, села Самосделка и других. Находят контакты верхнекалиновцев самые разные люди, в том числе приходят в редакцию, просят телефон Максима те, кто прочитал о нём в нашей газете или на сайте. Звонят нам даже наши знакомые с фронта, один наш мобилизованный коллега с телеканала «Астрахань 24» навёл у нас справки – надёжный ли человек Гостюнин? Могут ли родные передать ему посылку на Украину?.. Успокоили мужчину: пусть передают, надежней людей не бывает!