Прежде чем речная вода, закачанная из Кизани, попадает потребителям, она проходит комплексную очистку. Станция очистки воды - буквально стратегический объект, и попасть на место забора воды из реки просто так нельзя, зона охраняется. Насосы качают её с самой середины Кизани – с глубины. Частицы земли, различных живых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности и другой мусор задерживают решетки с большими зазорами, а мусор помельче - сетки-фильтры. Далее вода поступает на первичное хлорирование, где обеззараживается, а потом следует процесс её осветления химическими реактивами – коагулянтами. Реагент собирает вокруг себя все загрязнения, склеивает их в хлопья, которые собираются на поверхности, а затем оседают на дно. Дальше уже хлорированная и обеззараженная жидкость поступает на фильтрацию, проходит вторичное хлорирование и заливается в резервуары с чистой водой, их на станции три - по 2000 кубометров каждый, а уже отсюда очищенная вода поступает по трубопроводу потребителям.
В лаборатории работают посменно четыре лаборанта химанализа, а еще инженер-лаборант по бактериологическим анализам и начальник производственной лаборатории. Анализы делают по плану, к примеру, определение активного хлора производится ежечасно, мутность воды – каждые три часа. За год лабораторией проводится более 8000 анализов по определению активного хлора. Контроль за качеством воды ведется круглосуточно на всех этапах, для этого лабораторные работники трудятся сменами. Двадцать лет назад пришла Анастасия Купряшина работать на станцию.
«Мне было восемнадцать лет, - вспоминает она, - начинала учиться на финансиста, но поняла, что это не моя профессия, и через год учебу бросила. А здесь тогда было вакантно место пробоотборщика-лаборанта. Месяц я стажировалась и практиковалась, а позже от организации прошла обучение на лаборанта химического анализа в нашем сельхозколледже».
Вышла замуж, родила двоих детей. Вместе с ней сегодня на станции работает и сестра-близнец Галина, которая устроилась сюда десять лет назад по подсказке Насти. Анастасия контролирует состав питьевой воды, чтобы он соответствовал стандартам качества, установленным нашим государством. Берёт пробы воды, оценивает её состав, уровень загрязненности. Оборудование для анализов, на котором проходят испытания, тщательно контролируется - фотометр для измерения показателя мутности и цветности воды, содержания алюминия, железа в составе воды, центрифуга, вытяжной шкаф для работы с кислотами, сушильный и дезинфицируемый шкаф для лабораторной посуды, холодильник для хранения реактивов…Точно волшебница, Анастасия «колдует» с пробирками, добавляя реагенты, вследствие реакции вода становится то жёлтой, то синей, то сине-фиолетовой, а добавив в пробирку гипосульфит, превращает её содержимое вновь в бесцветную жидкость.
Результат лабораторного анализа Анастасия вычисляет по таблице, определяет, какие химические элементы присутствуют в пробе. Весенний паводок – самая горячая пора. Уровень воды в реке повышается, поднимая со дна весь мусор, который с верховьев Волги устремляется к нам, в дельту. Летом, когда вода уходит, она начинает перегреваться и «зацветать» - плодятся микроорганизмы, фильтры забиваются, у речной воды появляются запах и цвет. В этот период количество проб воды в химической лаборатории увеличивается.В соцсетях в последнее время часто распространяют вбросы, что украинские диверсанты заразили наши реки возбудителями холеры.
«Вы этому верите? Это - фейки, - удивляется Анастасия. – У нас работает лаборант по бактериологии, которой ведет контроль воды на наличие опасных для человека микроорганизмов. Регулярно приезжают санэпидемиологи, которые нас контролируют, также берут пробы воды у нас на станции. В прошлом году, когда в Волгоградской области в Волгу попали неочищенные хозяйственно-фекальные стоки, пробы воды брались каждый день, проводились исследования. За двадцать лет, что я работаю здесь, ни разу не было выявлено ни одной вспышки кишечного заболевания из-за плохого качества питьевой воды».
Зачастую камызякцы сталкиваются с такой ситуацией, когда из крана начинает течь грязная или ржавая вода.
«Наши реки полны неожиданностей, - говорит Анастасия Купряшина, - у воды есть и цвет, и привкус, они также определяются лабораторно. Но могу сказать точно, с нашей станции, пройдя несколько этапов очистки, многоуровневые и тщательные процессы анализа, к потребителям вода идет чистой и безопасной, вопрос - к изношенной системе водопровода».